Европейские производители удобрений обеспокоены новой нормой ЕС

Европейская ассоциация производителей удобрений призывает к срочной оценке последствий принятия Дополнительного акта, устанавливающего требования к доле возобновляемой электроэнергии в производстве возобновляемого топлива небиологического происхождения (RFNBO). Этот документ, известный как «Дополнительный акт», вызывает серьезные опасения в отрасли, особенно в контексте амбициозных целей Европейского союза по декарбонизации.

Согласно Директиве по возобновляемым источникам энергии III (RED III), к 2030 году не менее 42% водорода, используемого в промышленных секторах, должно производиться из возобновляемых источников, а к 2035 году этот показатель должен достичь 60%. Исключение составляет лишь нефтеперерабатывающая промышленность, для которой установлены отдельные целевые показатели. Эти цели оказывают наибольшее влияние на сектора с высоким потреблением водорода, такие как производство удобрений. В частности, аммиачные заводы, которые являются крупнейшими производителями и потребителями водорода в Европе (40% от общего объема, 90% без учета нефтеперерабатывающих заводов), сталкиваются с непропорционально высокой нагрузкой. Это создает значительные конкурентные издержки для производителей аммиака, особенно в странах-членах ЕС, где потребление водорода ограничено.

Производство водорода и аммиака на основе RFNBO находится на ранних стадиях развития, и доступные объемы крайне ограничены. Масштабирование этого производства необходимо для декарбонизации сектора удобрений и обеспечения стратегической продовольственной безопасности Европы. Однако текущие положения Дополнительного акта создают непредвиденные препятствия. Строгие и сложные правила, касающиеся требований к дополнительности, временной корреляции и соглашений о покупке электроэнергии (PPA), ограничивают доступ к возобновляемым источникам энергии и увеличивают операционные издержки. Это, в свою очередь, сдерживает развитие проектов и инвестиции.

Европейская комиссия планирует пересмотреть правила RFNBO к июлю 2028 года, но текущие инвестиционные барьеры требуют более раннего пересмотра Дополнительного акта. К 2028 году новые проекты вряд ли будут реализованы, если окончательные инвестиционные решения (FID) не будут приняты уже сейчас. На данный момент крупные проекты либо откладываются, либо отменяются. Ускорение процесса пересмотра до 2025 года позволит своевременно внести необходимые изменения, способствуя декарбонизации европейского производства продуктов питания и развитию рынка чистого водорода.

Низкоуглеродный водород рассматривается как эффективный способ декарбонизации сектора удобрений в краткосрочной и среднесрочной перспективе, особенно в условиях, когда возобновляемая электроэнергия недоступна или неконкурентоспособна по цене. Производство низкоуглеродного аммиака с использованием технологий улавливания и хранения углерода (CCS) является экономически выгодным решением, поскольку производители удобрений уже улавливают чистый поток CO2 в своих процессах. Таким образом, производство аммиака путем электролиза и использование CCS должны рассматриваться как взаимодополняющие подходы для достижения углеродной нейтральности.

Отсутствие стимулов для производства низкоуглеродного водорода, а также чрезмерно строгие требования RED III могут привести к недооценке его потенциала в декарбонизации европейской промышленности. Это также угрожает стратегической автономии ЕС и усугубляет дисбалансы между странами-членами.

Европейская ассоциация производителей удобрений предлагает ускорить процесс пересмотра и представить отчет об оценке к 2025 году. Этот отчет должен быть сосредоточен на влиянии строгих критериев на инвестиционные решения и развитие проектов на уровне сектора. Например, в транспортном секторе целевые показатели RED и FuelEU Maritime создают премиальный рынок для устойчивого топлива, что стимулирует спрос и предложение. Однако в секторе удобрений подобные механизмы отсутствуют, что затрудняет развитие и внедрение возобновляемого водорода.

Ключевые проблемы, выявленные в отрасли, требуют целевых законодательных изменений. Без своевременной корректировки законодательства ЕС рискует столкнуться с нехваткой RFNBO, что сделает невозможным достижение установленных целей. Кроме того, существует риск перенаправления инвестиций в менее регулируемые регионы, что приведет к углеродному утечке и угрозе продовольственной безопасности.

Ассоциация предлагает рассмотреть следующие меры:

1. Отсрочка и расширение критериев дополнительности. Требования к дополнительности существенно ограничивают доступ к возобновляемым источникам энергии. В текущей фазе развития RFNBO необходимо установить четкие и достижимые правила, чтобы снизить риски и привлечь финансирование. Fertilizers Europe поддерживает предложение министра Германии Роберта Хабека об отсрочке введения критериев дополнительности до 2035 года.

2. Сохранение временной корреляции на ежемесячной основе. Почасовая корреляция между производством возобновляемой энергии и генерацией RFNBO создает операционные и финансовые неэффективности. Это снижает рентабельность инвестиций в электролизеры, которые требуют высокой загрузки для экономической целесообразности. Рекомендуется сохранить ежемесячную корреляцию после 2029 года, чтобы обеспечить большую гибкость.

3. Включение низкоуглеродных PPA в сферу действия. Технологически нейтральный подход позволит рынку определить наиболее конкурентоспособные методы декарбонизации. Расширение возможностей PPA увеличит долю рынка как для RFNBO, так и для низкоуглеродных источников энергии.

4. Отмена ограничений на государственную помощь. Текущие правила запрещают получение национальных субсидий для установок, производящих возобновляемую электроэнергию, если они хотят соответствовать требованиям RFNBO. Устранение этого ограничения ускорит развитие рынка.

5. Уравнивание финансовых и физических PPA. Для снижения административных издержек и повышения гибкости следует разрешить виртуальные PPA, что позволит игрокам соблюдать стандарты RFNBO в регулируемых рынках и промышленных сетях.

Строгие правила Дополнительного акта уже оказывают тревожное влияние на инвестиции в инфраструктуру зеленого водорода. Ускорение процесса пересмотра и внедрение более гибких и прагматичных норм позволит ЕС восстановить доверие инвесторов и привлечь капитал, необходимый для масштабирования водородной экономики и достижения целей декарбонизации.

Добавить комментарий