Жесткие стандарты «голубого» аммиака тормозят декарбонизацию агрохимической отрасли



Производство азотных удобрений сталкивается с двойным вызовом: обеспечить продовольствием растущее население планеты и одновременно снизить свое воздействие на климат. По мнению эксперта немецкой консалтинговой компании sbh4 Consulting Стивена Б. Харрисона, отрасль может двигаться к снижению углеродного следа по пути наименьших затрат и рисков, вместо того чтобы ждать реализации гигантских и дорогостоящих проектов по «зеленому» аммиаку.

В условиях, когда государственный долг развитых стран достиг рекордных высот, а развивающиеся страны борются за обеспечение населения продовольствием и базовой медициной, идея о привлечении огромных заемных средств на переход к «чистому нулю» выглядит нереалистичной. Финансирование получат не «самые зеленые», а «лучшие» проекты — те, что имеют четкое экономическое обоснование и приемлемо низкий уровень риска. Это означает, что ответственное использование ископаемого топлива с обязательным смягчением последствий его выбросов останется реальностью на долгие годы. Проблема заключается не в самом факте использования ископаемых ресурсов, а в попадании углекислого газа и метана в атмосферу.

Существуют доступные и эффективные способы сокращения выбросов, которые можно внедрить уже сейчас. На каждом заводе по производству аммиака из природного газа уже есть установки по улавливанию CO2, поскольку этот газ необходимо удалять для синтеза аммиака. Часть этого CO2 используется для производства карбамида, однако оставшийся объем чаще всего выбрасывается. Аналогичная ситуация и с производством аммиака из угля, где CO2 улавливается на начальном этапе. Секвестрация, то есть захоронение этого уже уловленного CO2, является очевидным и экономически выгодным шагом, поскольку основные капитальные и операционные затраты на улавливание уже заложены в стоимость удобрений. Дополнительные расходы потребуются лишь на транспортировку и хранение газа.

Однако широкому внедрению этих мер мешают слишком жесткие нормативные требования, в частности, определение «голубого» водорода и аммиака. Эти стандарты рассчитаны на новые заводы, построенные по технологиям автотермического риформинга (ATR) или парового риформинга с газовым обогревом (GHR), которые позволяют улавливать почти весь CO2 под высоким давлением и с низкими затратами. Однако такие проекты слишком капиталоемки для текущего рынка, где загрузка мощностей не превышает 90%.

В то же время, подавляющее большинство действующих заводов используют технологию парового риформинга метана (SMR). Они могут экономически эффективно улавливать около 70% CO2 из технологического газа, но этого недостаточно для получения сертификата «голубого» аммиака. Чтобы соответствовать норме, им необходимо дополнительно устанавливать дорогостоящие системы улавливания CO2 из дымовых газов низкого давления. Это создает тупиковую ситуацию: строить новые заводы дорого, а модернизировать старые нецелесообразно из-за регуляторных барьеров.

Прогресс в достижении климатических целей в большинстве стран мира значительно отстает от заявленных амбиций. Чтобы изменить ситуацию, необходимы быстрые и действенные меры. Отрасли следует признать, что ближайшие десятилетия будут посвящены не только внедрению сверхчистых технологий, но и быстрой модернизации существующей инфраструктуры. Для этого требуется поддержка любых форм сокращения выбросов парниковых газов, а не только тех, которые соответствуют узким технологическим стандартам, косвенно продвигающим одни решения за счет других.

Добавить комментарий